image001


Первые газо-разрядные шаги
Первое применение искусственного света в фотографии относится к 1839 году, когда L. Ibbetson использовал кислородно-водородный светильник (известный как Limelight, от Gurney Goldsworthy) для фотографирования микроскопических объектов. Limelight получали при нагревании шара из карбоната кальция в кислородном пламени до степени накаливания.
Применение искусственного освещения для съёмки в помещении берёт начало с Фокс-Тэлбот и Скотт-Арчер в 1840 и 1850.


В 1851 году Уильям Генри Фокс Тальбот для съемки быстродвижущихся объектов использовал разряд лейденской банки. Собственно эта первая электрическая вспышка была реализована на основе тех же физических принципов, что и ее далекие потомки. При съемке быстропротекающих процессов и сегодня применяется искровой разряд.
И хотя электрическая вспышка была применена в фотографии первой, само понятие “вспышка” получило распространение с 1886 г, когда был использован порошок магния.

Проволока
image002В 1859 г. Р. Бунзен в Германии и Г. Роско (H.E.Roscoe) в Англии сообщили о возможности получить значительную освещенность при сгорании магния и предложили этот способ в качестве возможного источника света для фотосъемки.
К 1864 г. Э. Сонштадт (Edvard Sonstadt) выпустил магниевую проволоку, горение которой использовалось в фотографии для освещения. Несмотря на то, что время экспонирования было еще около 1 мин, горящую магниевую проволоку можно рассматривать как первый переносной источник света в фотографии.




image003Провод был очень дорогим, но после успешной демонстрации в феврале того же года, где фотография была сделана в затемненной комнате за 50 секунд, весьма яркий свет оказался идеальными для фотографирования и стал невероятно популярным.

Технология работы с проволокой была не слишком сложна. Обычно они состоят из скрученной в рулон ленты или, ранее, проволоки магния, который перемещался либо механически, либо вручную из контейнера вокруг лампы с отражателем.. Они датируются 1860-х годов, хотя редко встречались достаточно сложные устройства, например с часовым заводом. В 1900-х годов производились простые и дешевые, приборы. Свет их был непрерывным и зависел только от количества лент и длины ленты. Также лента использовалась в старинных фотоувеличителях.

Горение часто было неполным и непредсказуемым. Экспозиция значительно варьировалась, а воздух становился тяжёлым, непрозрачным от паров, что делало метод непригодным для студии. Более того, возникала опасность от дыма, запаха и большого количества белого пепла. Это было не очень популярно на приемах и званых обедах где снежно белые скатерти и гости в прекрасном вечернем платье, так что фотограф обычно собирался и уходил пока пыль не успела осесть. Тем не менее, магниевые лампы были популярны в 1870-х и 1880-х годов, несмотря на расходы и опасности.

image004---Pistol Flashmeter . «Пистольный» футляр со скрученной магниевой лентой и шкалой разметки – в дюймах.
----c.1910 Футляр магниевой ленты. Содержит коробку и порошок.
---Flashmeter c.1907 Футляр со скрученной магниевой лентой
----Boots Flasherc.1907 Boots England Футляр со скрученной магниевой лентой
---- 1939 магниевая лента в футляре Eastman Kodak Co. Rochester США :
Клиновидный ленточный футляр (черно-желтый).
Клиновидный ленточный футляр (голубого и кремового цвета).
Применялись в фотоувеличителях, но также подходит для работы камеры..









image005Футляры с магниевой лентой, 1910s
Металлические контейнеры с магниевой лентой внутри. Это была не вспышка света: ленты сгорали медленно, производя таким образом дополнительный свет для фотосъемки.









ИНСТРУКЦИЯ
1. Зажгите ленту магния.
2. Во время свечения сделайте снимок (используя камеру ...).
3. Чтобы увеличить количество света или продлить время : поверните пальцем колесо и т.п. и лента выйдет из футляра.


image006c.1929 Boehm Werke Германия
Футляр с магниевой лентой в виде портсигара. Эта - одноленточная версия
Модель из двух светильников также включает мерник ленты








Порошок и Ко

Магниевые вспышки работают, используя воспламенение порошка магния и датируются 1880 г. Типичная схема была «пых» с помощью резиновой груши, воспламенив порошок искрой произведя вспышку - в отличие от непрерывного света горящей ленты. Широко известны вспышки этого типа - Todd-Forrett lamp


image007image008
Был вариант нанесения магниевого флеш-порошка на деревянный стержень, а затем стержень поджигался.
Существовало несколько типов "машинок для вспышки магния". Наиболее распространенные из них - кремниевые и пистонные. Кремниевые работают по принципу зажигалок. В пистонных машинках воспламенение магния происходит в результате воспламенения бумажного пистона, закладываемого в машинку перед каждой вспышкой. При отсутствии таких приспособлений смесь, насыпанная на металлическую пластинку, поджигается при помощи целлулоидной ленточки длиной 10--15 см.

image009image010
Пытаясь решить непредсказуемость магниевых осветителей, Charles Piazzi Smyth, экспериментируя в долине пирамид Гиза, Египет, в 1865, применял смесь магия и пороха. Результат получился неважный. Но сам принцип использования химической смеси с магнием впоследствии был развит.
Г. Кеньон в 1883 г. предложил смесь магния и хлорида калия, при горении которой в течение короткого времени возникает очень яркий свет. В 1887 Adolf Miethe и Johannes Gaedicke смешав порошок магния с хлоратом калия и изобрели flash-power (порошок-для-вспышки) и начали использовать сами, назвав его Blitzlightpuver или «Blitzlicht». Именно с этого времени вошла в обиход магниевая вспышка, устройство которое законно ассоциируется с крупноформатной камерой (деревянным ящиком и фотопластинками).
Однако дым по-прежнему оставался проблемой при фотосъемке

Будучиimage011 взрывной смесью порошковая вспышка была опасна и это очевидно. Некоторые фотографы погибали или получали ожоги во время подготовки вспышки или во время съёмки.
Отметим также, магниевая фотовспышка ни каким образом не синхронизировались с фотокамерой. Съёмка производилась методом «открытой вспышки», когда камера ставилась на треногу, открывался затвор, производилась вспышка, а затем затвор закрывался. Хотя синхронизаторы кустарным способом изготовлялись самими фотографами тех лет.





В начале 20-го века, формула флэш-порошка была доработана и улучшена чтобы сделать, процесс проще и безопаснее. Вспышки длились всего 10 мс и люди уже не успевали моргать во время экспозиции, это помогло портретной фотографии.
Использование магнивого флэш-порошка, продолжалось (по крайней мере) до середине 1950-х годов, потому что ранние лампы-вспышки (c1930 и выше) были слишком дорогими для многих любителей.

 image012 image013
Компания Johnsons видимо, продавала вспышку-порошок до середины 1960-х годов (до осени 1964 года). Тем не менее, рекламировать флэш-порошок перестали с середины 1950-х годов.
Johnsons поставляла два типа флэш-порошка.
№ 1 был Профессиональным и давал вспышку очень высокой актинический значение с минимум дыма и пыли, производитель утверждал, подходящей для использования в банкетах и театральных партий и для больших групп и интерьеров.
№ 2 было рекомендовано для любительского использования, а также во всех случаях, когда о дыме не будут судить, например, приемлема на открытом воздухе
Рецепты магниевых смесей http://www.zenitcamera.com/qa/tip-magnes

ium.htm
Для экспонометрических расчетов можно пользоваться данными следующей таблицы
http://www.zenitcamera.com/qa/tip-magnesium.htm

Разновидности магниевых осветителей

EARLY FLASH

image014
Вспышка неизвестного производителя. Англия? 1900

Этот вид впышки был очень популярен и имел с большое количество вариантов и размеров:
Порошок магния насыпали в приёмник. Вспышка производилась в вертикальном положении и в нужный момент нажимали на курок: возникала искра и возгорался порошок.
Тот же метод, который будет использоваться в дальнейшем в Agfa Blitz Lampe (описаны внизу на этой странице)

AGFA BlitzLampe (flash), GERMANY c1909
image016 image017 image015
В малый лоток насыпали флэш-порошок, искру для вспышки высекали колесом кремния. Съемная ручка.
Коробочка:
В оригинальной Agfa Flash Lamp применялись спички, чтобы зажечь порошок, затем стали применять колесо кремня. Используя в руках небольшой стенд можно было присоединить на место ручку и поджечь лампу горящей лучиной. Версии с большим лотом также выпускались.

Вспышка для относительно небольшого количества порошка со спиралью, которая вращает стальное колесико с кремнием. Искры зажигают порошок.
Инструкция
1. поверните ключ.
2. насыпьте в лоток около 3 граммов порошка.
3. Держа лампу отведите взгляд.
4. Опустите курок большим пальцем.
5. Вспышка произойдет немедленно.
Само-собой разумеется, что второй рукой нужно держать камеру и сделать снимок ... камера не синхронизирована со вспышкой ... Звучит не очень легко ...

EASTMAN spreader Cartridge Flash Pistol

image018image019
Металлическая вспышка с деревянной ручкой и кожаным защитным щитком для предохранения рук от попадания искр во время вспышки.



Порошковая вспышка BLITZLICHT , Германия, 1920s

image020
Простая одноразовая порошковая вспышка (типа "чайный пакетик", который содержит порошок)
Инструкция:
1. Повесьте чехол на высокое место (например, дерево) направив на объект, который нужно сфотографировать.
2. Подожгите длинный бумажный конец.
3. Произведите съёмку, когда порошок в чехле "взрывается" со светом



FLASH CARTRIDGES
image021Порошок магния в небольших деревянных катриджах с фитилями
ИНСТРУКЦИЯ
1. Поместите картридж на подставку, выше, чем камера. С одной стороны с ней
2. снять крышку картриджа
3. Подожгите конец фитиля
4.Вспышка осветит объект до 30 футов. На короткое расстояние, использовать меньше порошка






Магниевые колбы
В 1893 г. Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку в виде стеклянного шара наполненного кислородом, с магниевой проволокой, с электрическим поджигом.

В 1925 г. Paul Vierkötter запатентовал первую лампу-вспышку. Порошок (провод- или фольга ?) магния помещался в стеклянный баллон, содержащий воздух или кислород при низком давлении (чтоб продукты горения не взорвали баллон). Магний воспламенялся при прохождении электрического тока через проволоку, покрытую магнием.

Аллюминивые колбы
Современная форма лампы-вспышки была запатентована в 1925 году Dr Paul Vierkotter в Германии, хотя лампы-вспышки в колбе с использованием магниевой ленты датируются с 1900 г (Ещё в 1893 г. д-р Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку в виде стеклянного шара наполненного кислородом, с электрическим поджигом магниевой проволоки)
Paul Vierkötter использовал тот же принцип, в 1925 году, когда он зажигал магнивую фольгу электричеством в стеклянной колбе. В 1929 году Vacublitz, первая настоящая фотовспышка из алюминиевой фольги в среде кислорода, была произведена в Германии компанией Hauser по патенту Johannes B. Ostermeier

image022К 1930-м году фотографы получили лампы-вспышки, из Германии под маркой Vacublitz, сокращение вакуум-молнии, следом за ними последовали Sashalite и GE20 (General Electric) из UK & US. Британские права на новое изобретение были приобретены Mr. Alexander Stewart, профессиональный фотограф ведущий бизнес под именем Саша, отсюда и слово придумано для лампы - "Sashalite.








image023Позже «луковицы» (Лампы) стали наполнять тонким магниевым или циркониевым проводом, похожим на шар из тонкой шерсти, достигая пика вспышки гораздо быстрее и сделав синхронизации более надежной.










Будучи удобным портативным переносным источником света, она нашла широкое применение. Дыма уже не было!

Синхронизаторы
Первые синхронизаторы появились на камерах-вспышках.

image024                    image025
После Второй мировой войны в течение следующих 10 лет, затворы с синхро-контактом стали нормой для камер. Не синхронизированые затворы были также доступны, но их стоимость упала. В качестве альтернативы они комплектовались спусковым тросиком, который запускал затвор и вспышку одновременно.


Синхроконтакты
Горячий башмак

Впервые креплением для дополнительных устройств был оборудован прототип камеры «Leica» в 1913 году.
image026
На него устанавливали дальномер, внешний видоискатель при использовании сменных объективов (отсюда одно из ранних названий этого устройства — зухерпланка, от нем. Sucher — видоискатель), а затем и фотовспышку. Для синхронизации фотовспышку нужно было подключать к синхроустройству камеры кабелем через отдельный разъём. Впоследствии такое крепление стало стандартным для большинства фотоаппаратов.

image027Некоторые фотоаппараты ранних выпусков не имели крепления для фотовспышки, адаптер с креплением приобретался отдельно.
Также допускалась синхронизация типа "горячий башмак", который был следующий этапом упрощения синхронизации путем создания электрических контактов непосредственно в камере ставший стандартом с 1963 г.




image028К 1953 году Zeiss стандартизирован на универсальный 3 мм (1/8 ") коаксиальный разъем, известный впоследствии как флэш-разъем "PC" (образца Prontor-Compur). Некоторые производители продолжали использовать собственные «вилки» до начала 1960-х. Но к концу 1950-х годов уже на всех камерах были синхроконтакты, так что метод «открытой вспышки" больше не использовался. Флэш-плагин PC DIN стал всемирным стандартом. Также допускалась синхронизация типа "горячий башмак", который был следующий этапом упрощения синхронизации путем создания электрических контактов непосредственно в камере ставший стандартом с 1963 г.



image029Один из первых известных случаев использования горячего башмака — для вспышки на камере «Univex Mercury CC» (1938 год)




В СССР центральный синхро-контакт стал широко применяться со второй половины 1970-х годов.


image030Синхронизация с «химическими» (магниевыми) фотовспышками — «M», «F», «FP»-синхронизация
Некоторые фотоаппараты позволяли точно выставлять время упреждения срабатывания вспышки.







image031Фотоаппараты, рассчитанные на работу совместно с магниевыми фотовспышками имели один или больше режимов синхронизации, таких как M (medium), F (fast) или FP (flat-peak, focal plane) переключатель положений для синхронизации ("X" или "M"), или несколько синхрогнезд.

В этих режимах контакты вспышки замыкались на несколько миллисекунд раньше, чем открывался затвор, поскольку требовалось некоторое время, чтобы сгорающий магний дал максимальный световой импульс. В режиме M (medium, средний) время упреждения синхронизации составляло около 20-25 миллисекунд, в режиме F (fast, быстрый) — около 5 миллисекунд, режим FP (flat-peak, focal plane) предназначен для фотоаппаратов с шторными (фокальными) затворами.
Лампы-вспышки с длительным временем горения были наполнены азотом чтобы замедлить горение, и известны как FP ( "Fast Peak" bulbs или Focal Plane bulbs - лампы для шторных затворов) Они давали возможность синхронизировать шторные затворы на более высоких скоростях. По некоторым причинам лампы не стали популярны. Но стал популярным их 3 мм (1/8 ") кабельный разъём. Прошло время, однако, маленький круглый коаксиальный разъем стал популярным и был принят почти в каждой вспышке, затворе камеры любого производителя.


Эпоха флэш-ганов (разновидности рефлекторов)
Ламповые вспышки были большим шагом вперед. Они меньше весили, легко зажигались электричеством, были очень мощными и, следовательно, удобнее. Другой важный технический аспект в том, что они были безопасны по сравнению с широко используемыми до этого порошковыми вспышками.
image032
image033
image034

Благодаря высокому качеству изобретения массовый рынок камер был вскоре оснащен флэш-ганами («flash-gun») или синхронизаторами для пождига лампы при открытом затворе.
Лампы - вспышки были относительно дорогими в течение первых двух или более десятилетий и недоступны для любителей. Но с уменьшением их габаритов в 1955 году их стоимость стала приемлемой для большинства обычных любителей. Это продлило использование порошковых вспышек до 1950-х годов.

С конца 50-х до конца 60-х плавно понижалась цена на камеры с синхроконтактом. PC-разъём и Hot-Shoe-разъём стали стандартом. Сооветсвенно снижалась цена на компактные электронные вспышки.
image037
image035
image036





Они выпускались в разных вариантах – с откидным рефлектором, с рефлектором ирисового типа ( или «вспышка-веер»), в компоновке всех элементов в едином узле с рефлектором. Их объединяло одно: пальчиковые батарейки и каплевидные лампы Philips P.F.1 и американская чудо-лампа - AG1(Mazdaflash)


image038Несколько причин повлиявших на решение производителей ввести «каплевидные» лампы: компактный размер - вспышка и лампа занимали меньше места, чем наименьшая электронная вспышка на рынке; обладали практически такой же светоотдачей; эти лампы «безбазовые», т.е.- дешевле в производстве, так как стоимость металла для подключения к колбе исключается. Поскольку лампочки малы, лоток загрузки повторяет форму вспышки. Это был хит продаж - возможность замены лампы с нереальной скоростью, с которой не могли сравниться старые вспышки.
Многие компактные вспышки использовали адаптеры для посадки PF -гнезда (образца 1955) в новое AG гнездо (образца 1959)


image039Каплевидный дизайн лампы PF1 capless bulbs был представлен Philips в 1955 (анонс состоялся в октябре 1954 (см Photoguide magazine). Размеры 16.5mm диаметр и 46mm длина, Ведущее число-40, for ISO 100 film @ 1/30sec (на практике ведущее число зависело от формы рефлектора, скорости затвора и синхроконтакта X or M, что мешало достичь максимума. Изначально предназначенная под PhotoFlux, Philips сократил название 'PF' но возможно это сокращённое 'Perfection in Flash'. PF1 capless bulbs – бесцветная для ч\б и цветной негативной плёнки, PF1B (blue) для дневного баланса обращаемой цветной плёнки. На самом деле PF1B стала универсальной.

image040Дизайн лампы AG1, был представлен в 1959 году, хотя из-за трудностей в производстве они поступили в продажу с 1961 года. Их размер около 12 мм х 34 мм в длину. AG1B (синий) ведущее число-33 м, для ISO 100 фильмов @ 1/30sec. Это было в значительной степени заменой PF1B на рынке.
Монолитные миниатюрные «каплевидные» лампы подходили не для всех флеш-ганов. При одинаковой светоотдаче AG-1 не могла полностью заменить разъём "стандартной" на протяжении многих лет лампы М2. По причине что слишком мала для стандартного 4 –х и 5-и дюймового рефлектора. Поэтому в Америке для перехода на AG-1 при продаже включали не только базовый адаптер, но и новый полированный отражатель 2- или 3 дюйма. Американские AG1 выпускались потоком -750000000 шт. и продавались со скоростью 1шт. каждую секунду. Это было в 4раза больше чем продажа ламп Philips P.F.1



Первая камера вспышка
Первые синхронизаторы появились на камерах-вспышках.






image041Brian Coe и Paul Gates утверждают что первой серийной камерой этого типа стала Falcon Press Flash в 1939 году. Другие ранние камеры- вспышки были Agfa Shur-Flash и the Kodak Six-20 Flash Brownie box camera, в 1940 году Brian Wilkinson добавляет в этот список Kine Exakta от 1936.
Первая электронная вспышка







image042Рождение электронной вспышки связано с именем Harold Edgerton , который в 1931-1932 г. предложил использовать в фотографии лампу-вспышку многоразового действия. В 1939 году он изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджига лампы-вспышки от затвора фотоаппарата. Одним из наиболее важных преимуществ по сравнению с лампой-вспышкой в том, что электронная интенсивность вспышки может контролироваться и регулироваться.
Еще одно большое преимущество - она использовалась многократно. Электронная вспышка использовала батареи разных сортов и можно было зарядить систему. Но, несмотря на свои преимущества, она стоила очень дорого и использовалась только профессиональными фотографами.
Первые электронные вспышки весили с блоком питания до 7.7kg, и давали импульс не слабее чем их ламповые предтечи
В середине 1950-х годов первые единичные электронные вспышки появилась на прилавках рядом с лампами-вспышками. В течение следующего десятилетия они успешно заменили их так как стали дешевле, меньше и легче.


Первая камера с электронной вспышкой
image043После Второй мировой войны Voigtländer выпускал компактные камеры «Vitessa» (с 1953 года), «Dynamatic» (с 1960 года) и «Vitrona» (1963 года). «Vitrona» стала первой в мире 35 мм камерой с встроенной электронной вспышкой.
Объектив был Lanthar f2.8 50 мм Prontor-затвора. Синхронизация 1\250
Сама лампа и рефлектор были размещены в верхней части камеры. Положение "вспышка готова" было видно в видоискателе, а также на верхней панели камеры. В пистолетной рукоятке располагались батареи и конденсатор. Ведущее число составляло 60 с 50 ASA цветной пленки. Пользователю оставалось только установить на камере расстояние до объекта чтобы правильное значение диафрагмы было установлено автоматически..






image044

Прорыв от Metz

Paul Metz в 1958 году представил транзисторный преобразователь напряжения во вспышке, что позволило значительно сократить её размеры и вес. Одновременно улучшение К.П.Д. отражателей (применение аллюминированных пластмассовых поверхностей с прямоугольным выходным отверстием) вызвали тенденцию к снижению энергии вспышки и компоновке всех элементов прибора в едином узле (вместо— блок питания и осветитель.





Объектив Nikkor GN (Guide Number)

image045

В 1969 году появился объектив Nikkor GN (Guide Number) auto 45 мм f/2.8 с системой электронных фотовспышек и автоматическим изменением диафрагмы в зависимости от фокуса и вспышки. Примечательно, что разработка была внедрена еще до официального появления автоматических вспышек














Первая системная пыха от Canon
image0461976 г. - появление согласованной автоматической лампы вспышки Canon Speedlite 155, которая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнительных управляющих контактов.






Моноблоки Bowners
В 1947 году Bowens начинает производить лампы-вспышки, а в начале 60-х изобретает первый в мире моноблок. Таким образом фирма Bowens вошла в историю как основоположник промышленного производства импульсного осветительного оборудования для профессиональных фотографов.