Учебная программа курса по фотографии для начинающих.       1 курс

    Примерная  (неполная) программа обучения начинающего  ученика - фотографа.

 Учебный (1 курс) несёт ознакомительно - демонстративный характер обучения, включающий теоретические и практические занятия в классе, фотостудии, на пленере,  в помещениях, в том числе с недостаточным освещением. Приводятся демонстративно-прикладные материалы, понятия и определения, термины, схемы, устройства и приспособления, показы на конкретных примерах, сюжетах и условиях. Программа может видоизменяться и дополняться.

  Второй курс обучения включает в себя данную программу, плюс дополнения и более углубленное раскрытие периферийных профильных тем.

     В занятия входит время на изучение  и обучение работы с фотооборудованием, световым оборудованием, в том числе выполнением практических заданий студийно, «на натуре», на пленере, рассмотрение и обсуждение  готовых, выполненных работ.

Дополнительно проводятся занятия по классической (плёночной) фотографии. Предоставляется возможность использовать имеющуюся лабораторию - "Красную комнату" для химической обработки фотоматериалов и фотопечати.

Занятия разбиваются на тематические часы. Часов обучения  94.

Представлено  на  изучение  40 тем.  

 1  Фотография.

История фотографии.

Определения.  

Определение и назначение жанров фотографии.

 Назначение фотографии, и примеры её использования.

 Методы создания фотографии.

Камера Обскура. Применение.

Исторические примеры и факты фотографии.

Психология изображения, психология фотографии.

Ч/Б фотография. Цветная. Слайды, негативы, позитивы и т.д.

Личностная, социальная, историческая, культурная, религиозная ценность фотографии.

Социология фотоизображения и изображения.

Качество и ценность фотографии.

Техничность. Документальность. Определения.   

 1.1  Авторство фотографии.

Определение, понятия.

Авторский замысел, исполнение, стиль.

Ценность авторской фотографии.

Определение ценности фотографии.

2 Фотограф.

Выбор фотографа.

Психологический портрет фотографа.

 Жанровый фотограф.

Внешний вид фотографа. 

Документы, эстетика, правила и поведение разрешающие фотосъёмку.

 Оборудование, экипировка  и оснащённость фотографа.

 3  Модель.

Выбор модели.

Правила работы и общения с моделью.

Психологический, социальный, религиозный портрет модели.

Работа с моделями – групповая съёмка. Особенности групповой съёмки.

Особенности съёмки детей, взрослых, и т.д.

 4  Модел-релиз.

 Назначение.

Защита фотографа и модели. Применение релиза.

Юридические аспекты релиза и разрешение на использование фотоизображения.

Виды релизов. Демонстрация.

 5 Компьютер, принтер, сканер.

Требование, назначение, возможности.

Разрешение принтера, монитора.

Калибровка монитора, принтера.

Цифровая, плёнка, слайды, негативы и.т.д. 

Виды печати.  Определения. Понятия. Примеры.

Фотопечатное, фото-проявочное оборудование. Принтеры.

 6  Фотосъёмка.

Выбор погодных условий фотосъёмки. Понятия и примеры.

Времена года, условия съёмки, места съёмки.

Выбор помещения для фотосъёмки, предпочтительные условия.

Ценность снимаемого материала.

 7  Фотостудия.

 Размеры, оснащение, оборудование, требования.

Фоны, устройства подвески фонов и т.д.

 Условия работы в студии.

 8  Фото-композиция

8.1  Основы фотокомпозиции.
 Составляющие хорошего снимка.

 Понятие о композиции.

Роль композиции.

Завершенность композиции. Единство и разнообразие.

Симметрия и асимметрия. Порядок и хаос.
 Тональный и линейный рисунок кадра.

Влияние освещения, точки съемки и ракурса.
 Понятие крупности плана. Общий, средний, крупный, сверхкрупный (деталь) план.
 Зрительный центр композиции.

Тональный и линейный акценты.

Ведущие линии.

Открытые и замкнутые композиции.

 8.2  Другие способы выделения главного. Мнимые линии.
 Уравновешенные и неуравновешенные композиции.

Понятие зрительного веса.
 Размещение предметов и линий в кадре.

Правило третей.

 Золотое сечение.
 Плоские и пространственные композиции.

Перекрытие объектов.

Линейная и тональная перспектива.

Роль переднего плана.
 Движение в кадре.

Выбор момента съемки.

Расположение движущегося объекта в кадре.

Диагональные композиции.
 Типичные ошибки.  Разбор снимков с заданного задания.

 9  Приспособления для фотографирования.

Штативы, стойки, моноподы и т.д.

Условия для использования.

 Виды, назначение, различия.

 10  Осветительные приборы и приспособления.

 Виды, назначение, отличие, особенности.

Вспышки, электролампы, прожектора, и т.д.

 Виды и назначение.

 11 Светофильтры.

 Виды, типы, модели.

 Понятия, определения. Назначение.

Светофильтры на объективы.

Светофильтры на осветительные приборы.

Соты.

Рефлекторы.

Приспособления.

 12  Фотоаппарат.

Виды фотоаппаратов.

Фотоаппарат своими руками.

Назначение. Устройство. Отличие.  Уход.

Фотоаппараты цифровые, зеркальные, плёночные, и т.д.

 Правила  замены объективов. Демонстрация.

 Основные принципы работы, возможности и отличие фотоаппаратов.

Свойства и особенности  съёмки разного типов  фотоаппаратов. Примеры.

Цифровое и оптическое зуммирование. Понятия, определения.

 13  Объективы.

Виды, различие и назначение объективов.

 Фокусное расстояние. Его влияние на угол зрения и масштаб изображения. Объективы с постоянным ("дискретные") и переменным ("зум-объективы") фокусным расстоянием.
 Понятие нормального, короткофокусного и длиннофокусного объектива. Зависимость от размера кадра (формата камеры). Влияние фокусного расстояния на передачу линейной перспективы.

  Примеры использования короткофокусных объективов: съемка широких видов, съемка в тесных условиях (интерьер, городской пейзаж) ради эффекта "сверхперспективы".
 Портретные объективы.

Искажение формы лица при съемке с близкого расстояния.

 Рекомендации по выбору фокусного расстояния объектива в зависимости от крупности плана (ростовой портрет, поколенный портрет, поясной портрет, крупный план, сверхкрупный план).

 14  Преимущества использования длиннофокусной оптики при съемке предметов и при макросъемке.

 Телеобъективы, типовые случаи их применения: спортивный репортаж, съемка животных и т.п. Использование телеобъективов "для сжатия" перспективы / создания более адекватного представления об относительных размерах предметов.

 Телеконверторы

Рекомендации по выбору оптики (фокусное расстояние, дискретные объективы и зум-объективы разной кратности).

15  Макросъемка - объективы.

Макрообъективы, удлинительные кольца и макро-насадки.
 Эффект схождения вертикальных линий при наклоне камеры.
Рекомендации по съемке портретов, архитектуры.

 16  Крупноформатные камеры.

 Понятие о дисторсии. Положительная и отрицательная дисторсия.

 Объектив "рыбий глаз"- «фишай».

17  ГРИП. Зависимость ГРИП от значения диафрагмы, фокусного расстояния объектива, расстояния до объекта съемки. Репетир диафрагмы.

 Понятие о гиперфокальном расстоянии.

Практические рекомендации по выбору точки фокусировки и глубины резкости.

 18  Выдержка.

Определения.

Шкала выдержек.

 Ступени экспозиции.

Роль выдержки на снимке.

 Примеры: движущиеся объекты, фейерверки, съёмка с проводкой, съёмка воды, спортивная и т.д.

«Шевелёнка» - методы устранения или художественность.

 19   Свет.

Источники фотографического света: естественные и искусственные, отражённые, постепенные и импульсные.

Определения, назначение, различия.

Отражатели, рассеиватели, приспособления.

Направление и физические свойства света.

 Демонстрация действия.

 20  Студийное световое оборудование

Виды студийного  светового оборудования. Занятие сопровождается демонстрацией светового оборудования.

Студийное оборудование - освещение.  

Комплектация светового оборудования.

Требование к безопасности и работе со световым оборудованием.

Меры противопожарной дисциплины.

Условия использования светового оборудования.
Характер освещения (направленное и рассеянное освещение), типы, виды, назначение.
 Непрерывные и импульсные студийные осветительные приборы.

 Световые модификаторы: рефлекторы, тубусы, сотовые насадки, зонты, софтбоксы.

Наборы и отдельные элементы.

Виды дающего светового рисунка, мощности  и направления.

 21  Цвет и свет.

Спектральный состав света.

Основные световые величины и единицы.

Цветовая температура.

Количественная характеристика цвета.

Отражение, пропускание и поглощение света.

Стандарты источников света.

Солнце. Естественный свет.

Электрические осветительные приборы.

Вспышки. Виды, типы, назначение.

 22   Виды (функции) студийного освещения.

Типы, виды, назначение, определения.

Схемы студийного освещения.

Построение световых схем на примерах.

Фотосъёмка на примерах световых схем.

Световые схемы дополнительного света при фотосъёмке на улице.

 Рисующее освещение.

 Заполняющее освещение.

 Фоновое освещение.

 Моделирующее освещение (контурное, подсветка волос и пр.)

Контровое освещение.

Использование цветных светофильтров для придания художественности.
 Светлая тональность или высокий ключ - все белое.

Низкий ключ - все примерно черное.

Работа группы в студии и на пленере с использованием световых схем.

Работа над ошибками, разбор примеров. Подведение итогов.

 23 Фотовспышка.
 Недостатки встроенной фотовспышки: малая мощность, "эффект красных глаз", недостаточная гибкость (неповоротная). 

 Виды внешних (мобильных) вспышек: согласованные и несогласованные. Автоматические и неавтоматические (устарев.)

Неповоротные, поворотные только вверх, поворотные во все стороны; вспышки типа "молоток".

 Ведущее число. Понятие, определение.
 Улучшение качества освещения при съемке со вспышкой: - Использование рассеивателей, отражателей, софтбоксов для вспышек;

 Направление вспышки в потолок, стены.

Предостережения и практические советы; - Вынесение вспышки в сторону от фотоаппарата; - Использование нескольких согласованных вспышек.  Заполняющая вспышка - использование встроенной или внешней вспышки для подсветки теней.

 Работа со вспышкой, примеры. Работа для группы. Задание.

Экспокоррекция вспышки.
 Медленная синхронизация - съемка на длительной выдержке со вспышкой.  Синхронизация по первой и второй шторке.
 Режим "стробоскоп".
 Свободное использование вспышки (вспышка как световая кисть).
 Использование штатива, монопода. Примеры.

Съемка светящихся объектов.

Портрет на фоне ночного ландшафта.

 24  Пилотный, постоянный свет.

Понятия, определение.

Виды постоянного света. Примеры.

Свойства пилотного света.

Сила, мощность, температура света, угол освещения и т.д.

 25  Жанры.

 Понятия, определения.

Основные жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж, анималистика, макросъёмка, жанровая фотосъемка, НЮ, реклама и т.д.

 26  Работа с моделью. (Тема является ознакомительной для 1 и основной для 2 курса обучения)

Проведение фотосессии с моделью в примерах постановок.

Выбор модели.

 Позы, постановка.

Работа с одной, двумя и более моделями.

 Практическая работа. Работа над ошибками. Подведение итогов.

 27  Портрет.

Виды портрета.

 Характеристики, отличия, понятия.

Типы лица. Типы моделей.

Поза, фон, мимика, глаза, жест, выражение глаз (направление взгляда), одежда.
 Схемы поворота головы, корпуса. Фас, профиль. Определения. Демонстрация.
 Погрудный портрет.

Глаза и мимика. Задача фона.
Поясной портрет. Способы достижения динамичности, естественности. Подбор фона.
 Поколенный портрет.
 Ростовой портрет.

Постановка света при фотографировании портрета. Световые схемы.

Устранение дефектов лица при помощи направленности света и постановки модели.

Работа в студии. Фотографирование.

Работа над ошибками и подведение итогов.

 28   Пейзаж.

Виды пейзажа.

Назначение.

Условия для съёмки пейзажей.

Времена года и стихийные условия для съёмки.

Съёмка пейзажей.  Общее занятие для группы.

Работа над ошибками. Подведение итогов.  29  Архитектурная съёмка.

Съемка ландшафтов и архитектуры.

Общие понятия и условия для съёмки архитектуры.

Понятие перспективы. Их виды и разновидности.

Назначение, использование.

 Общее занятие для группы.

Съемка оптикой с разным фокусным расстоянием.

Работа над ошибками. Подведение итогов.

 30  Съёмка с недостаточным освещением.

 Ночная съёмка города, улиц, архитектуры, движущихся объектов.

Художественный замысел и исполнение ночной съёмки.

Практические занятия на пленере.

Работа над ошибками и подведение итогов.

 31  Натюрморт.

Определение, назначение, виды.

Основы композиции и содержание натюрмортов.

Замысел. Художественная ценность.

Освещение.

 Оборудование, фоны, предметные столы для съёмки натюрмортов.

Световые схемы.

Общее занятие для группы в студии.

Работа над ошибками. Подведение итогов.

 32  Репортаж.

Определение, понятие.

Профессия «Репортёр».

Условия съёмки репортажа.

Необходимое освещение и требования к репортажу.

Понятие и примеры, где можно, а где нельзя делать фотосъёмку. Этика репортажа.

Социальное,  политическое, религиозное, свадебное, праздничное и т.д. назначение.

Ценность репортажа. История. Назначение.

( Возможна фотосъёмка репортажей для группы на мероприятии)

 Работа над ошибками и подведение итогов.

 33  Анималистика.

 Понятие, назначение.

Виды съёмки животных.

 Особенности съёмки. Условия съёмки.

Требования создания условий для съёмки животных.

Съёмка мелких, крупных  млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и т.д.

Практические занятия на пленере и в студии.

Работа над ошибками и подведение итогов.

 34  Макросъёмка.

Понятие, определение. Назначение.

Виды макросъёмки.

Условия для реализации макросъёмки на разных примерах (природа, помещение, студия и т.д.)

Методы съёмки мелких объектов, деталей, животных, растений и т.д.

Освещение, оборудование, предметные столы, приспособления  для макросъёмки.

Практические занятия на пленере и в студии.

Работа над ошибками и подведение итогов.

 35  Жанровая съёмка.

Виды. Понятия, определения.

Методы съёмки жанров.

Условия и требования к  жанровой фотосъёмке.

Требования к снимаемым моделям  (участникам) в жанровой фотографии.

Художественный замысел, идея, реализация.

Работа с моделью. Подбор модели.

Декорации и антураж.

Световые решения и схемы.

Фотосъёмка  «на натуре».

Жанровая съёмка в студии, «на натуре» и постановочные съёмки  в помещениях и в декорациях.

Работа над ошибками, подведение итогов.

 36  Жанр - НЮ.

Виды. Понятия, определения.

Назначение НЮ жанра, использование материала.

Методы съёмки НЮ-жанра.

Условия и требования к  фотосъёмке, помещениям, погодным условиям ит.д.

Психологическая составляющая данного жанра.

Требования к снимаемым моделям  (участникам) в жанровой НЮ- фотографии.

Подбор модели. Работа с моделью.

Световые решения и схемы.

Ню-жанр, боди-арт, художественная съёмка.

Жанровая съёмка НЮ в студии, «на натуре» и постановочные съёмки  в помещениях и в декорациях.

Работа в студии.

Работа над ошибками, подведение итогов.

 37  Рекламное фото.

Понятие, определение, назначение.

Виды рекламной съёмки  и назначение.

Психология рекламы, как изображения.

Заказчик и его требования.

Качество выполненной работы.

Основные условия рекламного жанра, изображения.

Требование и содержание рекламы. Этика и социология рекламы.

Световые схемы, художественный замысел. Исполнение.

Общая работа группы над рекламной фотографией в студии и  «на натуре».

Работа над ошибками, подведение итогов.

 38  Освещенность.

 Диапазон освещенностей, с которыми имеет дело фотография.

Яркость.

Коэффициент отражения.

Контраст сюжета и контраст освещенности.
 Тональный диапазон фотоотпечатка.

Фотографическая широта светочувствительных материалов.

 Особенности съемки на негативную и позитивную фотопленки, на цифровую камеру. Примеры.
Встроенные и внешние экспонометры.

Замер по яркости.

Виды TTL экспозамера: интегральный, средневзвешенный, матричный, точечный.
 Причина ошибок экспозиции.

 Необходимость экспокоррекции при съемке светлых сюжетов, при съемке темных сюжетов, при наличии источника света в кадре.
 "Эталонная" экспозиция - замер по освещенности / по эталонной серой карте.
 "Творческая" экспозиция.
 Экспозиционная вилка.
 Анализ гистограммы снимка.

 39   Цифровая обработка фотографий

Цифровые изображения.

Основные характеристики растровых изображений.

Графическое разрешение.

Глубина цвета.

Разрешение монитора, принтера.

Основные цветовые модели.

 Форматы растровой графики.

Программа обработки и редактирования растровой графики Adobe Photoshop.

Рабочее окно программы. Настройка рабочего пространства.

Конвертация из RAW в jpg, борьба с шумами, управление яркостью и контрастом, работа со слоями и масками, программный софт эффект. Имитация кросс-процесса, варианты перевода в монохромное изображение, сплит-тонирование.

 Загрузка фото для редактирования.

Поворот изображения.

Сохранение фотографии, кадрирование и разрешение.

Расширение динамического диапазона.

Изменение яркости, контрастности и цветная коррекция.

Выделенные области, фильтры.

Механизм и инструменты выделения.

Перемещение. Корректирующая фильтрация.

Искажения и эффекты.

Ретуширование и восстановление изображений.

Клонирование и восстановление элементов изображения.

Использование инструментов ретуши.

Художественные приемы обработки изображений. Использование слоев.

 Применение художественных фильтров.

Коллаж.

Стилизация.

Подготовка изображений к печати, масштабирование, параметры печати. Печать.

 40    Оформление фотографии.

Багет. Рамки. Паспарту.

Придание фотографии законченного, художественного вида.

 41   Аттестация.

Прохождение, повторение  пройденных материалов и полученных знаний, путём выполнения заданных заданий курсантами.  Экзамен.

 42      Организация общей фотовыставки наилучших, отобранных работ группы.

 Составитель программы обучения :   Николай Страшнов